Калькулятор векторов
Калькулятор векторов — это удобный онлайн-инструмент для выполнения основных математических операций с векторами. Он позволяет быстро и точно …
Перейти к калькуляторуСумма векторов — базовая операция векторной алгебры, необходимая в физике, математике, программировании и инженерных расчетах. Калькулятор позволяет быстро вычислить результирующий вектор для двух и более векторов на плоскости или в пространстве.
Калькулятор автоматически выполняет сложение всех компонентов и показывает итоговый вектор.
Для сложения векторов используется координатный метод — самый простой и точный способ:
На плоскости (2D):
В пространстве (3D):
Пример 1: Сложение векторов на плоскости
a = (3, 4)
b = (1, -2)
c = (3 + 1, 4 + (-2)) = (4, 2)
Пример 2: Сложение векторов в пространстве
a = (2, -1, 5)
b = (3, 4, -2)
c = (2 + 3, -1 + 4, 5 + (-2)) = (5, 3, 3)
B ----→ C
↗ b
↗
↗ a
A
Сумма: вектор AC
C
/|
b / |
/ | a
A---B
\ /
\/
c (диагональ)
При сложении трех и более векторов складываются все соответствующие координаты:
a = (x₁, y₁, z₁)
b = (x₂, y₂, z₂)
c = (x₃, y₃, z₃)
Сумма = (x₁ + x₂ + x₃, y₁ + y₂ + y₃, z₁ + z₂ + z₃)
Пример:
a = (1, 2, 3)
b = (4, -1, 2)
c = (0, 3, -5)
Сумма = (1 + 4 + 0, 2 + (-1) + 3, 3 + 2 + (-5)) = (5, 4, 0)
Вектор — математический объект, характеризующийся величиной (длиной) и направлением. Обозначается буквой со стрелкой (ā) или жирным шрифтом (a).
Числовое представление вектора в системе координат:
Вектор с нулевыми координатами: (0, 0) или (0, 0, 0). При сложении не изменяет другой вектор.
Расстояние от начала до конца вектора:
На плоскости: |a| = √(x² + y²)
В пространстве: |a| = √(x² + y² + z²)
Свойство | Формула | Описание |
---|---|---|
Коммутативность | a + b = b + a | Порядок слагаемых не важен |
Ассоциативность | (a + b) + c = a + (b + c) | Группировка не влияет на результат |
Нейтральный элемент | a + 0 = a | Нулевой вектор не меняет сумму |
Противоположный вектор | a + (-a) = 0 | Вектор с противоположными координатами |
Робот сначала переместился на вектор a = (3, 5), затем на вектор b = (-1, 2). Найти итоговое перемещение.
Решение:
Итоговое перемещение = (3 + (-1), 5 + 2) = (2, 7)
Робот сместился на 2 единицы вправо и 7 вверх от начальной точки.
На тело действуют две силы:
Результирующая сила:
F = (10 + 0, 0 + 8, 5 + (-3)) = (10, 8, 2) Н
Самолет летит с вектором скорости v = (500, 0) км/ч относительно воздуха. Ветер имеет скорость w = (-50, 100) км/ч. Найти скорость относительно земли.
Решение:
v_земля = (500 + (-50), 0 + 100) = (450, 100) км/ч
Фактическая скорость: √(450² + 100²) ≈ 461 км/ч
❌ Неправильно:
a = (2, 3)
b = (1, 4)
c = (2 + 4, 3 + 1) = (6, 4) // перепутаны координаты
✅ Правильно:
c = (2 + 1, 3 + 4) = (3, 7) // складываем соответствующие
❌ Неправильно:
a = (5, -3)
b = (2, 7)
c = (7, 10) // забыли про минус
✅ Правильно:
c = (5 + 2, -3 + 7) = (7, 4)
Длина суммы векторов НЕ равна сумме длин:
|a + b| ≠ |a| + |b|
Пример:
a = (3, 0), |a| = 3
b = (0, 4), |b| = 4
a + b = (3, 4), |a + b| = 5
5 ≠ 3 + 4 = 7
Вычитание — это сложение с противоположным вектором:
a - b = a + (-b)
a = (5, 3)
b = (2, 1)
a - b = (5 - 2, 3 - 1) = (3, 2)
Если векторы лежат на одной прямой (коллинеарны), их сумма также коллинеарна:
a = (2, 4)
b = (3, 6) // b = 1.5 × a
a + b = (5, 10) // также коллинеарен
Противоположные векторы имеют одинаковую длину и противоположное направление:
a = (3, -2, 5)
-a = (-3, 2, -5)
a + (-a) = (0, 0, 0) = нулевой вектор
Область | Применение |
---|---|
Физика | Сложение сил, скоростей, ускорений |
Геометрия | Построение фигур, вычисление диагоналей |
Программирование | Графика, игровая разработка, симуляции |
Навигация | Расчет маршрутов, учет течений и ветра |
Инженерия | Анализ конструкций, механика |
Робототехника | Планирование перемещений, кинематика |
Калькулятор предоставляет точные математические расчеты. Для специализированных инженерных задач рекомендуется дополнительная проверка результатов.
Чтобы найти сумму двух векторов, сложите их соответствующие координаты. Для векторов на плоскости a(x₁, y₁) и b(x₂, y₂) сумма c = (x₁+x₂, y₁+y₂). В пространстве добавляется третья координата z.
Правило треугольника: начало второго вектора совмещается с концом первого, сумма — от начала первого до конца второго. Правило параллелограмма: оба вектора исходят из одной точки, сумма — диагональ параллелограмма. Результат одинаковый.
Нет, складывать можно только векторы одинаковой размерности. Вектор на плоскости (2D) нельзя сложить с вектором в пространстве (3D) без предварительного преобразования.
Проверьте каждую координату отдельно, убедитесь что сложили соответствующие компоненты. Также можно использовать геометрическую проверку — построить векторы на графике и применить правило треугольника.
Мы подобрали калькуляторы, которые помогут вам с разными задачами, связанными с текущей темой.
Калькулятор векторов — это удобный онлайн-инструмент для выполнения основных математических операций с векторами. Он позволяет быстро и точно …
Перейти к калькулятору