Обновлено:

Рабочий объем двигателя: формула и онлайн расчет литража

Инструмент определяет точный литраж двигателя внутреннего сгорания на основе геометрических параметров цилиндро-поршневой группы. Полезно для автомехаников, любителей тюнинга и автовладельцев, желающих проверить реальные характеристики мотора или подобрать ремонтные поршни.

Содержание статьи
Параметры двигателя Внутренний диаметр гильзы или размер ремонтного поршня. Расстояние движения поршня от НМТ до ВМТ.

Рабочий объем двигателя — одна из ключевых характеристик любого двигателя внутреннего сгорания (ДВС), определяющая его мощностной потенциал, расход топлива и класс транспортного средства. Понимание того, как формируется этот параметр, необходимо не только инженерам, но и автолюбителям, планирующим капитальный ремонт, тюнинг или форсирование мотора.

Что такое рабочий объем двигателя

Рабочий объем (литраж) — это сумма рабочих объемов всех цилиндров двигателя. В свою очередь, рабочий объем одного цилиндра — это пространство, которое вытесняется поршнем при его движении от нижней мертвой точки (НМТ) к верхней мертвой точке (ВМТ).

Важно отличать рабочий объем от полного объема.

Формула расчета

Геометрически цилиндр двигателя представляет собой правильный цилиндр, поэтому для расчета используется классическая математическая формула объема, умноженная на количество цилиндров.

Базовая формула выглядит следующим образом:

$$V = \frac{\pi \cdot D^2}{4} \cdot S \cdot N$$

Где:

Единицы измерения

Обычно диаметр цилиндра и ход поршня измеряются в миллиметрах, а объем двигателя принято обозначать в кубических сантиметрах (см³) или литрах.

Чтобы получить результат сразу в кубических сантиметрах (см³), если исходные данные в миллиметрах, формулу следует скорректировать делением на 1000:

$$V_{cc} = \frac{3.1416 \cdot D_{mm}^2 \cdot S_{mm} \cdot N}{4000}$$

Для перевода в литры полученное значение в см³ нужно разделить еще на 1000.

Как пользоваться расчетом

Для получения точных данных необходимо знать заводские параметры вашего двигателя или результаты замеров после механической обработки блока цилиндров.

  1. Диаметр цилиндра (мм): Введите номинальный диаметр или ремонтный размер после расточки.
  2. Ход поршня (мм): Определяется конструкцией коленчатого вала (радиусом кривошипа).
  3. Количество цилиндров: Укажите число цилиндров (обычно 4, 6, 8 и т.д.).

Калькулятор автоматически произведет вычисления и выдаст результат в «кубиках» и литрах.

Влияние геометрии цилиндра на характер мотора

Два двигателя могут иметь одинаковый рабочий объем (например, 2.0 литра), но совершенно разный характер работы. Это зависит от соотношения диаметра цилиндра и хода поршня (R/S ratio в широком смысле).

1. Длиноходные двигатели (Long Stroke)

В таких моторах ход поршня превышает диаметр цилиндра.

2. Короткоходные двигатели (Short Stroke)

Диаметр цилиндра больше хода поршня.

3. «Квадратные» двигатели (Square)

Диаметр цилиндра примерно равен ходу поршня. Это компромиссный вариант, обеспечивающий баланс между крутящим моментом и мощностью.

Примеры расчета

Рассмотрим реальные примеры популярных двигателей.

Пример 1: Двигатель Lada (ВАЗ-21126) 1.6 л

$$V = \frac{3.1416 \cdot 82^2 \cdot 75.6 \cdot 4}{4000} \approx 1596.55 \text{ см}^3$$

Результат: 1.6 литра.

Пример 2: Увеличение объема (Тюнинг)

Предположим, мы берем тот же блок, но растачиваем его под поршень 84.0 мм и ставим коленвал с ходом 80.0 мм (т.н. «Супер-Авто»).

$$V = \frac{3.1416 \cdot 84^2 \cdot 80 \cdot 4}{4000} \approx 1773.39 \text{ см}^3$$

Результат: Объем вырос до 1.8 литра.

О чем важно помнить при расчете

При тюнинге или ремонте важно учитывать несколько нюансов, которые не входят в базовую формулу геометрического объема, но влияют на работу ДВС:

  1. Степень сжатия. Изменение рабочего объема (например, увеличение хода поршня) при неизменной камере сгорания резко повышает степень сжатия. Это может потребовать перехода на высокооктановое топливо, чтобы избежать детонации.
  2. Прокладка ГБЦ. Толщина прокладки головки блока цилиндров влияет на объем камеры сгорания, а значит и на степень сжатия, хотя на рабочий объем (литраж) она не влияет.
  3. Ремонтные размеры. Расточка блока под ремонтные поршни (например, +0.5 мм) дает незначительный прирост объема, который обычно не ощущается водителем без внесения изменений в прошивку ЭБУ, но физически объем становится больше.

Таблица объема для стандартных конфигураций

Ниже приведена справочная таблица зависимости объема одного цилиндра от диаметра и хода поршня (значения округлены).

Диаметр (мм)Ход (мм)Объем 1 цил. (см³)Объем 4 цил. (см³)Типичный класс
76.575.634713891.4 л
79.580.540015981.6 л
82.075.639915961.6 л
82.582.844317701.8 л
86.086.049919982.0 л
87.583.150019992.0 л
89.0100.062224882.5 л

Использование калькулятора позволяет избежать ошибок ручного вычисления и быстро смоделировать конфигурацию двигателя («низ» мотора) перед закупкой дорогостоящих запчастей: коленвала, шатунов и поршней.

Часто задаваемые вопросы

Как рассчитать рабочий объем двигателя по формуле?

Объем вычисляется по формуле: V = (π × D² / 4) × S × N, где D — диаметр цилиндра, S — ход поршня, N — количество цилиндров. Результат обычно переводят из кубических миллиметров в кубические сантиметры или литры.

В чем разница между рабочим и полным объемом двигателя?

Рабочий объем — это пространство, которое освобождает поршень при движении от верхней до нижней мертвой точки. Полный объем включает также объем камеры сгорания (пространство над поршнем в верхней точке).

Как расточка блока влияет на объем двигателя?

Увеличение диаметра цилиндра при расточке (например, под ремонтный размер) увеличивает рабочий объем. Даже доли миллиметра могут добавить несколько кубических сантиметров к общему литражу.

Влияет ли ход поршня на характеристики двигателя?

Да, длинноходные моторы (ход поршня больше диаметра) обычно выдают больше крутящего момента на низких оборотах, а короткоходные (диаметр больше хода) легче раскручиваются до высоких оборотов.

Мы подобрали калькуляторы, которые помогут вам с разными задачами, связанными с текущей темой.